Среда
22.05.2019
03:30

Категории раздела
ОБРНАДЗОР РБ
Поиск
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 182
Сайт МАОУ СОШ с.Слакбаш
Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия » Классные часы

Происхождение и формирование чувашского народа.

Классный час

Тема: Происхождение и формирование чувашского народа.

Цели: 1.Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей.

2.Дать общую характеристику этнокультуры чувашей.

3.Рассказать о жилище чувашей.

 

Оборудование: толковые словари, таблицы, картины, «Этническая культура чувашей» В.П.Иванов.

 

Ход классного часа.

 

  1. Сообщение цели классного часа.
  2. Объяснение нового материала.

 

Современные чуваши являются одним из крупных народов не только в России, но и в мире.

Основные концепции происхождения чувашей:

Приложение стр. 4-9

В разное время учеными были выдвинуты самые различные теории происхождения чувашей – то от хазар, то от буртасов, то от гуннов, то от финно- угров, то от древних авар, то от волжских болгар, то от шумер и т. д.

В общей сложности они сводятся к следующим концепциям:

1) Основу чувашского народа ( этноса) составляет местное финно-угорское (марийское) население, испытавшее сильное культурное и особенно языковое влияние со стороны пришлых тюркоязычных болгаро - суварских племен;

2) Как этнос чуваши сформировавшись главным образом на основе доболгарских тюрков, проникавших, якобы, большими массами в Среднее Поволжье вплодь до 6 в. н.э., то есть до появления здесь болгар суваров;

3) Чувашский этнос сформировался в 13-16вв. в результате смешения язычников болгар, не подвергнувшихся кыпчакско-мусульманской ассимиляции, с марийскими и другими финно-угорскими племенами (предками мордвы, удмуртов и др. ) при преобладающей роли тюркско-болгарского компонента.

Первая (1)- не выдержала критики.

Вторая (2)- активно начала разрабатываться лишь в последнее двадцатилетие.

В исторических документах до конца 15 в. чуваши в основном вступали под этнонимом «волжские болгары», а отчасти «горная черемиса», «черемисские татары»,а до 14 в. -под именем «болгар» и «сувар» («сувазов»).Как установлено, этноним «чуваши» (возможно, действительно соответствующей древнему названию «суваз») впервые упоминается лишь под 1508 годом в книге А.Лызлова « Скифская история» (М.,1787.).

На основании многочисленных данных истории, культуры и языка большинством исследователей чуваши признаны потомками тюркоязычниках болгарских и суварских племен, появившихся на Средней Волге в VII-VIII . и а ассимилировавших здесь часть местных финно-угров.

В чем конкретно обнаруживается болгарское наследие у чувашей? Это- язык, ибо чувашский – единственный сохранившийся язык болгарской ветви (н-р. звуку «з» в них в чувашском языке соответствует звук «р »- ротацизм, а звуку «ш»- звук «л»- ламбдаизм . чув. хĕр «девушка» - общетуркский. Кыз.; чув. Хĕл – «зима» - общетюркский кыш. и. т.д.

Много общих черт чуваши наследовали у своих болгарских предков в сфере хозяйства, быта и культуры.

Общая характеристика этнокультуры чувашей

Традиционное хозяйство. В ее основе – пашенное земледелие (зерновые, особенно рожь, овес, полба, пшеница, горох и др.), издревле развиты также скотоводство, хмелеводство, пчеловодство.

Применяли акапуç (деревянный плуг), сухапуç (соху), соху косулю. С развитием товарно-денежных отношений развитие получили кустарные промыслы (деревообрабатывание): колесный, бондарный, столярный кулеткауное и веревочно-канатное производство. Обычным занятием чувашей было прядение и ткачесво, пивоварение, мукомольное плотницкое дело, рыболовство, охота и др.

Приложение стр. 56

Поселения и жилища. Основные типы поселений - деревни, села, выселки - ял, касӑ. Наиболее ранними типами расселения были приречный и приовражный, план поселения - вначале гнездовой, затем линейный. Селения северных районов сравнительно малодворные (30-70

  1. хозяйств), чем районов центральных и южных (до 1000). .

Традиционную нзбу чуваши в старииу ставили в сере­дине большого открытого двора дверью на восток. Усадьба разделялась на передний двор - картиш и задний - анкар­ти. Со второй половины XIX в. распространение получила планировка жилища по русскому типу:, изба +сени+клеть. В процессе изменения типа жилища курная печь вытесняется печью с дымовой трубой, однако при этом традиционный очаг - вучах с подвешенным котлом, а у низовых чувашей вмазанный, как у татар, - сохранился. .

В архитектурном декоре дома, а также ворот широко применяются, особенно у чувашей анатри, многоцветная рас­краска, пропильная резьба, накладные украшения.

В пережиточной форме сохраняется древняя срубная постройка типа летней кухни - лаç, павар с открытым оча­гом. В прошлом не имевшая потолка и окон, ныне она мо­дифицирована.

3 Итог классного часа.

Категория: Классные часы | Добавил: Нина (24.03.2019)
Просмотров: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]