Среда
22.05.2019
20:34

Категории раздела
ОБРНАДЗОР РБ
Поиск
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 182
Сайт МАОУ СОШ с.Слакбаш
Главная » Статьи » Гуманитарный цикл » Маркелова Ольга Геннадьевна

Брейн - ринг «17 век в историческом развитии России»

Цели:
1. Закрепить знания важнейших фактов данного периода.
2. Обобщение, систематизация изученного.
3. Проследить причинно – следственные связи ключевых событий 17века.
4. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
5. Воспитывать в детях чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
6. Показать взаимосвязь народов России и Башкортостана, формирование многонациональной державы.

Ход урока:

I. Организационный момент
Задача для учащихся: повторить историю России 17 века.
Вступительное слово учителя.
17 век для России – важный период. Наконец – то страна вздохнула полной грудью изгнав врагов и освободив столицу Русского государства – Москву. У власти кровные цари – Романовы. Народ почувствовал себя единым целым, единством душ - что так характерно в годы испытаний. Возникают мануфактуры, восстанавливается экономика после разрухи. Неплохие результаты во внешней политике, расширяется территория государства. Русская культура приобретает светский характер, вливаются европейские традиции. Но, в то же время происходит закрепощение податного сословия. Кто являлся двигателем истории, что за важные события происходили в этот период – вспомнить и закрепить наша задача.

II. Проведение игры
Предварительная подготовка к игре: класс разделён на 2 команды.


Правила игры:
- Сегодня наш урок пройдёт в виде игры. Для этого нам нужны 2 дружные, сплочённые команды и остроумные вопросы. У нас всё это имеется. Давайте поприветствуем команды (приветствие команд). Послушайте правила игры.
1. Каждая команда получает задания.
2. Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор – кому отвечать от имени команды.
3. Правильный ответ – 10 баллов, ответ с неточностями –5б. дополнение команд – 3б.
4. За подсказку с команды снимается 1 б, вопрос заменяется.
5. За 1место участникам игры ставится отметка «5», за 2 место –« 4»
В ходе игры за ответы играющие получают жетоны с баллами. По количеству баллов выбирается победитель тура и игры.
Как говорил один великий учёный нашего времени: «Главное начать!» Итак, начнём!

Первый тур.
«Имя к портрету».
Команды получают первое задание (одинаковое для всех).
Каждой команде даётся лист, на котором представлены 6 портретов исторических деятелей 17 века.

Например:
1. Филарет
2. Алексей
Михайлович
3. Степан Разин

4. Богдан
Хмельницкий
5. Патриарх Никон
6. Михаил
Фёдорович

Задача: за 1–2 минуты подписать портреты исторических деятелей 17 века. За правильный ответ – 10 баллов.

Второй тур.
«Узнай дату и событие»
1 команде:
Дворец без казны оставаться не мог.
Тогда – то на соль наложили налог:
по 20 копеек с пуда.
И тут прокатилась зловещей волной
Народная ненависть грозно.
Тогда отменили налог соляной.
Но это уже было поздно.
(Соляной бунт, 1648г.)
2 команде:
Если когда–либо в Кремль попадёшь
Да по дворцу, по Большому пройдёшь,
Ты на решётку взглянуть не забудь...
Медную, странную, с лицами чудищ.
Эта решётка как память важна –
Медного бунта свидетель она. ( 1662г.)

Третий тур
Определите, кто были современниками:
а) Филарет и протопоп Аввакум;
б) Михаил Фёдорович и Степан Разин;
в) патриарх Никон и Алексей Михайлович

2
Четвёртый тур
« Чёрный ящик»
Россия – многонациональное государство. Какие народы проживали?
В документах 17 веков сохранились сведения о башкирах. Например, в «Книге большому чертежу»,составленной в 1627 году в Москве, об этом говорится следующее: «А усть реки Белыя Воложки вверх и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы и далее, все живут башкирцы, а кормля их зверь, рыба ..., а пашни не имеют, скоту держат много».
Вопрос – что пропущено в документе? Основной ясак башкир. ( Мёд)

Пятый тур
«Картинная галерея»
Расставьте картины в хронологической последовательности событий, которые они иллюстрируют.
1. Переяславская рада
1. Медный бунт.
2. Соляный бунт
3. Призвание на царство Романовых.
4. Во времена раскола.
5. Разина везут!
Шестой тур
Сценка « Разговор в трактире»
Вопросы:
- О каких событиях истории 17 века идёт речь?
- Какими чертами характера обладали башкиры?

Седьмой тур
«Картографический»
На доске вывешены карточки. Перечислить территории, вошедшие в состав России в 17 веке. Чья команда быстро и грамотно выполнит задание?

Смоленск Крым Западная Сибирь Восточная Сибирь

Левобережная Украина Правобережная Украина Выход к Балтийскому морю Дальний Восток

Восьмой тур
«Укажите лишнее»
Башкир: - После праведных трудов обязательно нужно откушать. Посмотрим, чем Авдотья Ивановна нас попотчует.
Девочка вносит поднос, а на нём: молоко, мёд, сахар, хлеб, пряники, картофель, семечки, помидоры.
Чего быть не могло на столе в 17 веке?
(Сахара, картофеля, семечек, помидоров)
3
Девятый тур
Викторина. Вопросы каждому участнику.
1команде:
1. Осада какого города стала вершиной крестьянской войны под предводительством С. Разина?
2. Как называется поход казаков под предводительством С. Разина в 1667 –1669гг?
3. Имя патриарха, проведшего религиозные реформы в середине 17 века?
4. Прозвище царя Алексея Михайловича?
5. Как называлась рукописная газета, издававшаяся при царском дворе в 17 веке?
6. Раскольники?
7. Дата принятия « Соборного уложения?» (1649г)

2 команде:
1.Назовите фамилию русского царя 17 века?
2.Самое крупное народное выступление 17 века?
3.Кто был крупнейшим русским иконописцем 17 века?
4.Дата открытия славяно – греко – латинской академии?(1687г)
6. Противник Никона?
7. Белые слободы?
Десятый тур
« Угадай-ка»
- Где богатые люди хранили носовой платок, если карманов в одежде 17в. не было? (Выходит дьяк, снимает шапку, вынимает платок и утирается им).

III. Заключение.
Подсчёт общей суммы баллов. Выявление победителей. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание: составить кроссворд по теме.
Категория: Маркелова Ольга Геннадьевна | Добавил: Ну_я_ммм (24.01.2013)
Просмотров: 1751 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]